Фильм Душана Ганака "322", снятый по мотивам новеллы Яна Йоганидеса "Potapaca pritahuju pramene mora" ("Водолаза притягивают источники моря"), скрывает в своем названии не только диагноз тяжелого онкологического заболевания, которое радикально изменит жизнь главного героя Лаукo, но прежде всего суггестивное свидетельство о времени и людях, анамнез "болезни" общества 60-х годов.
Фильм имеет не только драматический фон, но и интересную судьбу, что необходимо знать для его глубокого понимания.
В 1968 году чехословацкие коммунисты во главе с А.Дубчеком пытались построить "социализм с человеческим лицом". Этот период развития Чехословакии, период либерализации, вошел в историю под названием "Пражская весна". Движение обновления и реформ (отмена цензуры, право на существование оппозиции, экономические, прежде всего рыночные реформы) имели целью улучшить социализм, возродить его. Период либерализации стал наиболее творческим для чехословацкой культуры. В это время был задуман и утвержден сценарий и начаты съемки фильма "322".
Политическое давление СССР не дало ожидаемого результата, и 21 августа на территорию Чехословакии были введены войска Варшавского договора. Во время оккупации и была снята большая часть фильма, а завершен фильм был в начале 1969 г., когда уже предчувствовался приход так называемой "нормализации". Брежневская доктрина "ограниченного социализма" реализовывалась постепенно. Партократия какое-то время действовала нерешительно и осторожно. Политические события воспринимались общественностью однозначно негативно. Многие прогрессивные люди были пассивны, копили отвагу, чтобы эмигрировать из страны, что было расценено как проявление враждебности и ревизионизма. В такой атмосфере общественного смятения в марте 1969 г.фильм "322" увидела на закрытом просмотре в киностудии "Колиба" директор МКФ в Мангейме Fee Vaillant и решила направить фильм для участия в конкурсе."Я не был при этом, но она положила коробку с фильмом в багажник автомобиля и перевезла его через границу. Руководство "Чехословацкого фильма" (Ceskoslovensky Filmexport ) попыталось отозвать фильм с конкурса, но фестиваль имел свой моральный кредит и не уступил", - рассказывает о тех событиях сам Д.Ганак в интервью с газетой "SME" (2008 г.). На XVIII МКФ в Мангейме фильм завоевал главный приз - Grand Prize.
Несмотря на международное признание, в 1970 г. фильм был запрещен, негативы уничтожены, и только единственная копия осталась в Мангейме. В период нормализации фильм демонстрировался на диссидентском фестивале в Венеции. Фильм "322" вернулся на экраны лишь в 1989 г., после революции и падения коммунистического режима в Чехословакии.
Лейтмотив фильма - рассказ о судьбе повара Лауко, которого ухудшение здоровья и угроза смертельной болезни принуждают осмыслить свою жизнь, свои отношения с людьми и свое будущее. Лауко воспринимает болезнь как наказание за прошлое и отказывается от операции. Курсируя между больницей и различными заведениями, он ищет между близкими и совсем чужими людьми ответ на вопрос, какую цену имеет прожитая жизнь и что делать с еe остатком. И наталкивается на равнодушие, незаинтересованность и эгоизм...
Фильм имеет тщательно скомпонованную структуру, построен на сочетании контрапункта и коллажа. Здесь нет лишних сцен и слов. Часто высказывания и сцены, на первый взгляд как бы перебивающие основное действие, имеют подтекст или эмоционально усиливают происxодящее (изображаемое).
Это не перевод Артвидео.Так вышло, что мы одновременно с ними заинтересовались этим фильмом.Когда наш вариант был почти готов, в сеть вышел перевод Артвидео.Ознакомившись с ним, мы решили закончить работу над своим вариантом.Перевод от Артвидео делался, видимо, с английских субтитров.Плюс переводчик позволил себе "адаптацию, вряд ли уместную в этом фильме.В некоторых моментах все поставлено с ног на голову.