Из истории: "Александр Клюге в 1966 году на Лидо, где его фильм "Прощание с прошлым" был награжден "Серебряным львом" как лучший дебют, за которым два года спустя последует "Золотой лев" за другой фильм Клюге, названием которого он попал в самую суть эпохи, как кулаком в глаз: "Артисты под куполом цирка: в растерянности". Без Клюге, без вмешательства этого ученого юриста, очевидно, не было бы Оберхаузенского манифеста, а это произошло уже в 1962 году, в котором молодые кинематографисты заявили о своих претензиях создавать немецкое кино. Клюге двигал кинополитику, которой до него не существовало, все дальше и дальше, вплоть до создания "Куратория молодого немецкого кино", за которым последовало создание целой сети различных организаций, оказывающих поддержку немецкому кино. И, конечно, связанное с этим их временами убийственная необязательность, их инфляция и пагубная страсть к созданию различных комиссий. С успехами Клюге в Венеции началась целая серия успехов "молодого немецкого кино", названного позднее "новым немецким кино", во время которой вплоть до восьмидесятых годов "львы", "пальмы", "медведи" прямо-таки градом сыпались на Фолькера Шлёндорфа и Райнера Вернера Фасбиндера, Эдгара Райтца и Вернера Шрётера, Петера Лилиенталя и Вима Вендерса, Маргарет фон Тротту и Райнхарда Хауффа. Но фестивальные награды никогда не были гарантией успеха этих фильмов в немецких кинотеатрах. Коммерческий успех пришел только в девяностые годы, когда ни один международный фестиваль уже больше не придавал никакого значения кино из Германии. Что вы называете опасностью?-Когда тебя хватают.-Кто хочет схватить вас?-Полиция.-Назовите причину этого.-Потому что я украла.-Дайте другое понятие.-Лишение собственности. Как в "зоне".-Кто крадет, у того отбирают собственность.-Вы сами знаете, что это не верно. Дайте другое понятие.-Условное наказание.-Что вы понимаете под этим?-Когда ты начинаешь исправляться.-Ну, вот видите, уже хорошо. Дайте другое понятие.-Делать добро...-Что вы понимаете под "делать добро"?-Добрый поступок.-Что такое добрый?-То, что приносит добро. Анита Г. из фильма Клюге "Прощание с прошлым", нигде постоянно не проживающая женщина, совершившая кражу в магазине, не является исключением в европейских фильмах шестидесятых годов. Такие неустроенные и бунтующие есть в фильмах из Франции и Англии, из Нидерландов и Польши, из Италии, Швейцарии, Чехословакии, из Венгрии и Польши, и это-несмотря на строгую цензуру. Так, Роман Полянский, в позднейшие годы само воплощение режиссера-космополита, дебютирует фильмом "Нож в воде". Стилистически свежий, отмеченный поисками своего почерка, фильм о приключении во время прогулки на парусной яхте в уик-энд, когда преуспевающий спортивный журналист средних лет теряет свою подругу, бросившую его ради необычного молодого человека, попросившего подвезти. Вначале журналист вполне уверен в себе: Будьте так любезны, садитесь, пожалуйста. Где бы выхотели сидеть, спереди или сзади? Прошу. Вот вам подушка, вот одеяло. Может, господину захочется немного вздремнуть? Мы постараемся не мешать вам, больше не пророним ни слова. Выключи, пожалуйста, радио." (http://www.kinozapiski.ru/article/193/)